Статьи

Мобильная связь от Эрикссона до Купера / Прогресс на колесах

Михаил Рамендик / 10.04.2006 / 18:46
(60kb)

Взять с собой телефон — что может быть проще? Современный сотовый телефон стоит недорого и свободно помещается в кармане... Но мобильная связь не всегда была такой. На полноценную реализацию мечты о телефоне, не привязанном к проводам, ушел почти весь двадцатый век. И большую часть этого времени такую связь можно было получить лишь из автомобиля. Телефонами на колесах пользовались руководители государств, крупные бизнесмены, полицейские: так, в знаменитом сериале «Спрут» комиссар Каттани немало говорит по мобильному телефону. Как же появились и развивались эти устройства, ставшие прямыми предками нынешних «мобильников»?

Телефон для патриарха связи

Самый первый мобильный телефон был установлен в 1910 году в автомобиле Ларса Магнуса Эрикссона, великого телефонного промышленника. Звучит фантастично, но тем не менее это известный факт.

Автомобильный телефон Ларса Эрикссона (69kb)

Автомобильный телефон Ларса Эрикссона

К тому времени Эрикссон отошел от дел. Он посвятил остаток жизни фермерству и путешествиям и часто разъезжал с супругой Хильдой по живописным местам родной Швеции, прихватив с собой телефонный аппарат, провода от которого были присоединены к двум длинным шестам. Отошел от дел, нет ли — все-таки компания требовала присмотра, да и просто приятно было пообщаться с коллегами, друзьями и родней, сидя в авто во чистом поле.

Сеанс общения происходил следующим образом. Хильда подходила к столбам телефонных линий, протянутых вдоль дороги, и дотягивалась шестами до разных пар, а Ларс слушал трубку телефона. Когда находилась свободная пара, Эрикссон крутил ручку вызова и заказывал телефонному оператору нужный разговор. В Швеции его персона к тому времени считалась живой легендой, и телефонная станция любого города с радостью обслуживала патриарха связи.

Такой способ и раньше использовался для армейских переговоров и, если честно, еще и для хулиганства. Однако именно Эрикссон был первым обладателем гражданского и полностью легального мобильного телефона. Ведь телефон стоял в машине, а чета Эрикссонов путешествовала. Так что, как ни крути, а — мобильный! Хотя и не сотовый.

Голос в эфире

Конечно, такой телефон не был по-настоящему мобильным. Все-таки для сеанса связи требовались телефонные провода. Чтобы «отвязать» разговор от провода, понадобилось радио. Однако радиостанции, созданные Поповым и Маркони, умели передавать лишь телеграфную азбуку. Мобильный телеграф — вещь несомненно удобная, но пользователь, избалованный проводной телефонией, вряд ли бы перешел в массе на общение посредством азбуки Морзе, пусть даже аппарат для общения стоит в авто.

Реджинальд Фессенден (52kb)

Реджинальд Фессенден

Передачу голоса впервые осуществил канадский профессор Реджинальд Фессенден. Он интересовался разработками в области радио и предпочитал «искровой» системе Маркони собственное изобретение — передачу с помощью высокоскоростного мотора. Такие моторы были громоздкими и шумными, зато делали передачу более надежной. А самое главное — они позволяли передавать голос. В рождественскую ночь 1906 года Фессенден играл на скрипке, и его слушали радисты морских кораблей — такой была первая музыкальная радиопередача.

В начале голосовая система Фессендена была несовершенной и мало кого заинтересовала. Большинству перспективных пользователей голосовой связи хватало «морзянки». К тому же в 1914 году разразилась Первая мировая война. Зашифрованные радиопередачи азбукой Морзе немало делали для армий и флотов всех сторон, и любая модернизация отработанной системы могла привести к поражению. Война — не самое подходящее время для реорганизаций, если они напрямую не касаются боевых действий.

А вскоре после войны стало ясно, что голосовое радио — замечательное средство массовой информации, «говорящая газета», которая к тому же доставляется мгновенно почти на любые расстояния. В мире появлялось все больше радиостанций — а для каждой станции требовалось здоровенное устройство на радиолампах и высокая антенна. Дикторов или музыку каждой такой станции можно было услышать на сотнях приемников.

«Говорящая газета» (62kb)

«Говорящая газета»

Полиция на связи

Создание радиотелефона подтолкнули, как ни странно, американские преступники. В Америке 20-х годов их было настолько много, что полиция крупных городов готова была сложить оружие и признать свое поражение. Или перейти в полном составе в бандиты. Капитала в стране было много, и любители его перераспределить чувствовали себя в крупных городах просто превосходно. Грабители, планируя нападение на банк, в первую очередь выясняли, далеко ли от здания банка расположен полицейский участок. Пока дежурная часть получала сигнал тревоги, пока полицейские машины добирались до места, предприимчивые доны успевали не только вычистить все сейфы, но и преспокойно убыть в менее нервозные края. Полиции оставалось изучать следы и тосковать над очередным «глухарем».

Вот такими антеннами были в 20-х годах утыканы многие города Европы и Америки — радио шагало по планете (47kb)

Вот такими антеннами были в 20-х годах утыканы многие города Европы и Америки — радио шагало по планете.

В 1917 году в городе Детройт, который почему-то особо страдал от таких преступлений, появились «полицейские будки» с автомобилями и телефонами. Теперь патруль мог приехать от ближайшей «будки». Не панацея, понятно, но уже какой-никакой, а прогресс... Но как только автомобиль отъезжал на вызов, связаться с ним было уже нельзя. И второй банк в этом же районе можно было грабить беспрепятственно. Чем доны налетчики и пользовались: первое ограбление было отвлекающим, а второе — основным.

Естественным выходом была радиосвязь, и в 1921 году в Детройте начались первые эксперименты. О двусторонней связи, впрочем, не приходилось даже мечтать — запихнуть тогдашний передатчик в автомобиль было невозможно. Поэтому на машинах были только приемники, а задания передавались с полицейской радиостанции. Разумеется, чтобы подтвердить получение, приходилось звонить в участок из ближайшей телефонной будки. Но наличие приемника все-таки позволяло перевести машины на постоянное патрулирование, и скорость реагирования повышалась многократно.

Но не все поначалу было радужно. Систему далеко не сразу удалось заставить работать. Радиолампы в приемниках норовили разбиться от тряски в машине. Батарей хватало ненадолго, а собственные генераторы автомобилей были слишком слабыми для приемников. Да и Федеральная комиссия по радио (FRC) чуть не отняла у радиостанции лицензию — она официально считалась развлекательной и потому должна была для соблюдения правил в перерывах между сообщениями о преступлениях и пропавших людях передавать музыку и новости! К тому же сначала город не хотел выделять денег, но вскоре благодаря радио был найден пропавший мальчик — и отношение к новой технике улучшилось.

Первый серийный Pontiac, в который устанавливались полицейские радиостанции (62kb)
Первый серийный Pontiac, в который устанавливались полицейские радиостанции (60kb)
Первый серийный Pontiac, в который устанавливались полицейские радиостанции (59kb)

Первый серийный Pontiac, в который устанавливались полицейские радиостанции.

Транспорт у технической службы, как видим, был самый разнообразный (98kb)
Транспорт у технической службы, как видим, был самый разнообразный (51kb)
Транспорт у технической службы, как видим, был самый разнообразный (54kb)

Еще на заре развития телефонии работники компаний были готовы прийти на помощь абонентам, где бы те ни располагались. Транспорт у технической службы, как видим, был самый разнообразный.

К 1928 году все проблемы были решены и началось регулярное патрулирование улиц нарядами на машинах с радиоприемниками. За первый год такой работы благодаря радио полиция смогла провести 551 арест. Господа налетчики во множестве поспешили переквалифицироваться в управдомы, а полиция и в самом деле начала беречь покой своих сограждан.

Испытания «двусторонней» автомобильной рации, 1924 г. (73kb)

Испытания «двусторонней» автомобильной рации, 1924 г.

Первый автомобиль, на котором было смонтировано действующее оборудование связи от Bell, поступил в пожарные части в 1931 году (131kb)

Пожарная служба также была одним из основных заказчиков автомобильных радиостанций. Первый автомобиль, на котором было смонтировано действующее оборудование связи от Bell, поступил в пожарные части в 1931 году.

Самолетная радиостанция, 1936 г. (69kb)

Самолетная радиостанция, 1936 г. Наши летчики использовали такие рации во время Великой Отечественной войны.

Водитель грузовика говорит по мобильному телефону. Чикаго, 1947 г. (62kb)

Водитель грузовика говорит по мобильному телефону. Чикаго, 1947 г.

Карикатура времен появления автомобильной связи: «Я передумал! Я покупаю страховку от несчастных случаев!» (59kb)

Карикатура времен появления автомобильной связи: «Я передумал! Я покупаю страховку от несчастных случаев!»

Тем временем разрабатывались все более легкие и прочные передатчики. И с 1933 года американская полиция стала внедрять уже двухстороннюю связь — полноценный радиотелефон с приемом и передачей на разной длине волны. Иногда от радиостанции к машинам передача шла на средних волнах (так мощнее и дальше), а вот в другую сторону — на ультракоротких, потому что только такой передатчик влезал в машину.

Из-за того что передача и прием шли на разных волнах, полицейские машины не могли напрямую связаться друг с другом. Но иногда это было необходимо для координации действий. И на некоторых полицейских радиостанциях можно было включить режим замыкания приема на передачу — тогда все полицейские машины могли слышать друг друга. Таким и был первый коммутатор мобильной телефонной связи.

Еще один толчок развитию голосовой связи дала Вторая мировая война. Появились относительно компактные рации, способные напрямую «слышать» друг друга. Они устанавливались, в частности, на танках и в самолетах. И после войны электроника оказалась достаточно совершенной для появления первых гражданских мобильных телефонов.

Самые первые мобильники

 
 

Первая сеть мобильной телефонной связи была открыта в городе Сент-Луис (США) в 1946 году. Вскоре такие же системы появились в других крупнейших городах США, а затем в Европе.

Тяжелая, но достаточно надежная рация устанавливалась в автомобиле. Радиоблок отправлялся в багажник, а трубку вместе с панелью управления монтировали в кабине водителя. Конструкция портативностью не отличалась, но от нее того не требовалось.

Позвонить по телефону было непросто: водитель поднимал трубку и... начинал переключать каналы, стремясь найти свободный. (В Сент-Луисе каналов было всего три, а, например, в Нью-Йорке — 12). Затем нужно было поговорить с оператором и назвать городской номер. И только после этого наконец-таки удавалось пообщаться не с барышней на узле связи, а с тем, кого, собственно, и разыскивал.

Тем не менее даже такая несовершенная связь пользовалась немалым спросом. Монтаж радиотелефона себе в авто заказывали торговцы, врачи, бизнесмены... И чем больше было абонентов, тем труднее было найти свободный канал, чтобы позвонить — иногда приходилось ждать по полчаса. Компаниям пришлось закрыть подключение новых пользователей, чтобы старые могли хоть как-то пользоваться связью.

Техника понемногу совершенствовалась. В 1960-е годы появились системы на транзисторах, которые автоматически искали свободный канал; многие из них позволяли непосредственно, без участия оператора, набрать номер.

Но главной проблемой оставался резкий недостаток радиоканалов. Особенно болезненным он был в США, где Федеральная комиссия по коммуникациям (FCC, наследница FRC) отказывалась выдавать новые частоты для мобильной связи. В результате, например, в Нью-Йорке в 1976 году мобильной связью были снабжены 545 абонентов, а на очереди на подключение безнадежно ожидали расширения каналов еще 300 человек! Что поделать — аналоговые системы иначе не умеют.

Мобильная связь (хотя и не «пешая») стала одновременно деловой необходимостью и откровенным «шиком». Говорить по телефону из автомобиля мог президент компании — или водитель ее грузовика. Всем им связь (пусть несовершенная и дорогостоящая) была реально нужна. Однако до воплощения мечты о массовой связи оставалось почти 10 лет.

В тему
23.09.2009 / 13:08
еще...
blog comments powered by Disqus
Переход по страницам:
1 2
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить