Обзоры

Выбираем графический планшет / Как найти универсальное устройство для работы и рисования

Дмитрий Красновский / 07.11.2008 / 10:29

Когда берешь в руки нечто новое, свежеизобретенное и удивительное — очень трудно предугадать судьбу этой вещи. Впрочем, даже сама степень этой удивительности не всякий раз очевидна. Только время показывает, насколько удачной или хотя бы целесообразной была выдумка. Сфера компьютерной периферии — не исключение: в ней были как тупиковые ветви развития, которые быстро истощались, так и крайне плодотворные, успешно цветущие по сей день и явно имеющие перспективу. Направление, занимающееся разработкой графических планшетов, относится к последним. Оно так причудливо и широко разрослось, что уже не все его плоды вписываются в этот термин. Поэтому, прежде чем перейти к описанию современных планшетов, было бы не лишним сначала напомнить о том, с чего все начиналось.

ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ

Планшеты просто не могли не быть изобретены. На самом деле, мышь и джойстик — устройства куда более мудреные и далекие от нормального человека. Рисовать и писать люди учатся от рождения, а навык использования мышей приобретается уже в более позднем возрасте. Неудивительно, что в середине 60-х годов прошлого века (когда компьютеры были еще далеко не персональными) почти одновременно с появлением первых коммерческих образцов мышей появились и первые графические планшеты. Это были узкоспециализированные устройства, предназначенные главным образом для инженеров (при том уровне развития компьютерной техники о задаче свободного творческого рисования на компьютере говорить не приходилось).

Давным-давно записи высекались на камне, но человечество с тех пор продвинулось далеко

Значительный толчок к развитию планшетов дали оригинальные разработки специалистов Wacom. Получив целый ряд патентов, компания приступила к выпуску устройств, уже вполне пригодных именно для рисования. Одна из ключевых находок заключалась в возможности избавить передатчик (перо) от источников питания. В первых планшетах перо, как любое нормальное устройство, работающее на электричестве, имело провод. Однако, как показала практика, самым перспективным оказалось именно решение обойтись без встроенного источника питания вообще.

Инженеры Wacom первыми разработали стилус без источников питания. Такое перо легко заменит мышь со всеми Windows-атрибутами: кликами, меню правой кнопки и перетаскиванием окон

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Описать современную ситуацию в нескольких словах довольно сложно, и дело не только в том, что спектр моделей слишком велик. Как только мы попытаемся ввести простейшее определение — например «непритязательное устройство экономкласса», — сразу возникнет надобность в оговорке о том, что разные компании-производители очень по-разному понимают, что такое экономная непритязательность. Например, самый простой планшет для любителей рисования от Wacom обладает набором характеристик примерно таким же, как позиционирующийся в ранге продвинутых планшет от Genius... Но все же, с учетом всех оговорок, можно разделить все графические планшеты на несколько типов.

Отодвиньте клавиатуру, возьмите в руки перо — и узнаете, что такое настоящее самовыражение!

К первому типу относятся модели для ввода произвольной графической информации. В нижнем классе это устройства формата А6, с набором самых необходимых функций и свойств. К ним прилагается перо, в отдельных моделях — специальная мышь. С повышением класса устройства растут и спектр, и качество свойств. Модели оснащаются дополнительными кнопками, программным обеспечением и аксессуарами. Конечно, растут и физические размеры рабочей поверхности, но не так сильно, как может показаться: в самых «размашистых» моделях они достигают формата А4. И не факт, что это будет самая дорогая и продвинутая по возможностям модель.

Второй тип — это различные, если так можно выразиться, планшетообразные конструкции. Например, мини-планшеты. Полноценно рисовать на них вряд ли возможно, а вот, допустим, ставить на цифровых документах подпись «от руки» — запросто. Собственно, такие устройства и позиционируются как некое офисное оборудование — может быть, не столь уж необходимое, но модное — это уж точно. К офисным же устройствам относятся так называемые «цифровые блокноты». Они выглядят как папка А4, в которой можно держать и обычные листы бумаги. Но под листами прячется планшет, работающий на аккумуляторах и снабженный памятью на несколько десятков страниц рукописного текста.

Мониторы-планшеты серии Wacom Cintiq идеально подойдут для презентаций, создания чертежей и работы в Photoshop

Третий тип — это устройства, рожденные в результате «скрещивания» планшетов с мониторами. Иногда их зовут интерактивными перьевыми дисплеями.

Идея рисования прямо на экране давно терзала ум изобретателей. Когда-то было изобретено такое устройство ввода информации, как световое перо. Но дело тогда далеко не пошло, практически заглохло, и только сегодня, когда технологии производства мониторов стали столь отточенными, появилась возможность реализовать эту идею в уже совершенно новом качестве. Это высококлассные, очень интересные по своим возможностям и комфортабельные в использовании приборы — можно сказать, что это элита планшетов. Интересно, что хоть они и ориентированы, как легко предположить, на профессионалов-графиков, ими, по некоторым маркетинговым данным, все активнее интересуются бизнесмены и руководители.

КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПЛАНШЕТ

С одной стороны, сегодня планшеты производят около двух десятков компаний. Но с другой — многие специалисты отчетливо выражают мнение, что обращать внимание стоит всего на одну компанию-лидера, в ассортименте которой представлен весь спектр устройств с очень приличными характеристиками. Как дизайнер и фотограф я разделяю это мнение, и на моем столе вот уже многие годы живет Wacom Intuos A4. Идеи поменять его на планшет другого производителя никогда не было по очень простой причине: никто не производит устройств столь же удобных и качественных. Все потому, что Wacom уже много лет занимается исключительно графическими планшетами и перьевыми дисплеями. А конкуренты рассматривают планшеты исключительно как дополнение своих обширных продуктовых линеек.

Выбирать планшет стоит, в первую очередь, исходя из того, какие задачи нужно будет решать с его помощью.

Предположим, вы выбираете планшет для ребенка. Он еще невелик, но не по годам продвинут в современных технологиях и обладает хорошими творческими способностями. С одной стороны, профи-инструмент ему не нужен, с другой — это должен быть удобный для рисования планшет. С третьей — устроит ли лично вас, чтобы заметная часть вашего стола возле компьютера была занята этой штуковиной?

Этих вводных данных достаточно, чтобы довольно сильно сузить круг поисков. Нас будут интересовать планшеты формата от А6 до А5 без большого количества дополнительных кнопок на самом планшете. Перо стоит подбирать не тяжелое, со средним количеством градаций реакции на нажим... Этих градаций может быть от 256 до 1024, больше делать просто не имеет смысла, поскольку этого уже никакая рука не сможет точно дифференцировать. Прочие характеристики — реакция на угол наклона, наличие ластика — в нашем случае не слишком важны.

И вот — круг получается вполне очерченным. В него могут войти планшеты начального уровня от Wacom (серия Bamboo). Идеальный выбор — Bamboo Fun Small. Эта модель удовлетворит многих, и, конечно, не обязательно юных пользователей.

Совсем другое дело — высокопрофессиональный инструмент. У него и значения параметров должны быть другими, и вообще другие критерии оценки. Это вещь, которая имеет право занимать самое теплое место возле компьютера. И не только «возле»: как уже говорилось, на свете существуют планшеты-мониторы — устройства, которые фактически интегрируются в само тело ПК — эти устройства выпускает Wacom под торговой маркой Cintiq. Но это решение радикальное, и при всей его внешней привлекательности, рекомендуем очень тщательно оценить необходимость такого приобретения тем потенциальным пользователям, которые не уверены, что всегда и плотно будут заниматься графикой или обработкой изображений для полиграфического воспроизведения. Наиболее сбалансированное, сохраняющее самые универсальные возможности по использованию планшета и при этом совершенно профессиональное устройство — Wacom Intuos3 A5.

СРАЗУ И НАДОЛГО

Графический планшет — инструмент долгоиграющий. И дело не только в том, что его практически невозможно сломать. И даже те детали, которые, как предполагается производителями, могут быстро изнашиваться, все равно требуют замены очень и очень редко. Лично мне за восемь лет непрерывной работы на одном и том же планшете довелось поменять наконечник пера лишь один раз — и думаю, что я не самый экономный и осторожный пользователь. Тем не менее, эта физическая прочность — не единственная причина долгой живучести планшетов. Есть еще как минимум две причины для этого.

Первая заключается в том, что планшет — это всегда инструмент «на вырост». Практически невозможно сразу и полностью раскрыть его возможности. Вы его приобретаете, начинаете рисовать — и через полгода вдруг понимаете, что им можно не только рисовать, но и с успехом пользоваться как мышью. Получается и быстрее, и удобнее. Проходит еще какое-то время — и обнаруживается, что можно приобрести второе перо, настроить его иным образом, и в ваших руках оказываются два инструмента, каждым из которых можно работать совершенно по-разному без всякой перенастройки. А еще спустя какое-то время выходит новая программа для рисования, которая еще лучшим образом раскрывает возможности планшета. А потом вы делаете небольшой апгрейд своего компьютера и оказывается, что новые увеличенные ресурсы позволяют делать то на планшете, о чем вы даже не подозревали... В общем, это практически бесконечная история все новых очень приятных открытий.

А вторая причина того, что планшет оказывается ничем не заменимой и нежной привязанностью каждого его пользователя, заключается в программном обеспечении.

Wacom Cintiq 21UX позволит художнику писать электронным пером так же естественно, как кистью по холсту или карандашом на бумаге. Пружинный механизм и рычаги по бокам позволяют в широких пределах менять наклон экрана

Мы упомянули такие понятия, как «планшет для художников» или для «нехудожников». Между тем надо понимать, что это деление все же относительно, и даже на самом «нехудожественном» планшете можно что-то вполне сносно изобразить, а с помощью самого продвинутого можно отлично работать в Microsoft Excel. И эта разница тем более нивелируется дополнительными программами, предназначенными, в частности, для распознавания рукописного ввода текста. Кроме шуток: любой планшет с соответствующим софтом можно использовать для совершенно обычных, человеческих записей с гарантией того, что ваш текст будет понят компьютером. Ну не прелесть ли? А как вам такие возможности 3D-моделирования, когда трехмерный объект создается не введением числовых параметров или перетаскиванием вершин многогранников? Вы можете одним движением, как резцом, пройтись по трехмерной болванке, создавая нужный рельеф. Такие программные возможности реакции на нажим встроены во многие 3D-редакторы, и весь процесс получается, поверьте на слово, совершенно завораживающим, реалистичным, и, конечно, гораздо более эффективным. А ведь новые версии программ появляются довольно часто, и даже те из них, что сегодня никак не адаптированы для работы с планшетами, завтра приобретут такие возможности. Наверняка приобретут, добавляя еще больше аргументов за приобретение планшета. Впрочем, как мы видим, их и так немало...

* * *

Итог этого краткого экскурса может быть таков: графический планшет — устройство, которое может быть в ваших руках чем угодно — и игрушкой, и серьезным инструментом. Обойтись без него можно, но только до тех пор, пока вы не попробовали его в действии. А попробовав, вы будете недоумевать, как же вы обходились без него раньше. Внимательно оглядывая предлагаемые сегодня производителями модели, можно выбрать то предложение, которое будет соответствовать именно вашим возможностям и потребностям. И можно не сомневаться, что ресурсов прибора хватит надолго.

Рынок планшетов велик, и явно имеет тенденцию к дальнейшему расширению. Какие устройства этого типа и с какими новыми возможностями появятся завтра — предугадать сложно. Ясно одно: это очень удобный, прочно вошедший в список востребованной периферии инструмент, прикоснуться к которому (в совершенно буквальном смысле) — всегда как минимум маленькое открытие и большое удовольствие.

Wacom Bamboo Fun Small

Разрешение: 2540 линий на миллиметр (параметр показывает, какое смещение пера или мыши планшет способен уловить и отобразить)

Количество кнопок: 2 на пере плюс 4 на планшете (для часто используемых функций)

Чувствительность к давлению на перо: 512 уровней

Активная область: 148x92 мм

Дополнительно: перо без батареек, отсоединяемый кабель для большей мобильности, ластик, чувствительный к силе нажатия (512 уровней)

Вес: 370 г (планшет), 15 г (перо)

Цена: 3000-4000 руб.

Wacom Intuos3 A5

Разрешение: 4080 lpi

Количество кнопок: 2 на пере плюс 4 на планшете (для часто используемых функций)

Угол наклона пера: ±60 градусов

Чувствительность к давлению на перо: 1024 уровней

Активная область: 203x152 мм

Максимальная рабочая высота пера над поверхностью: 6 мм (параметр показывает, какой толщины предмет (например, книгу) можно положить на планшет для отрисовки, или на какой высоте от планшета можно проводить репетицию нанесения реального штриха; при этом на экране будет видно только движение курсора — рисоваться ничего не будет)

Максимальная скорость отклика: 200 точек в секунду

Длина кабеля: 2,5 м

Дополнительно: идентификатор Tool ID позволяет запрограммировать устройство для каждого приложения

Цена: 10 000-12 000 руб.

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить