Статьи

Выбираем наушники

Денис Давыдов, Артур Инджиев, Сергей Мельников / 01.02.2008 / 15:34

ВСТАВНЫЕ

Внутриканальные наушники, и вкладыши. Первые гораздо предпочтительнее за счет силиконовых звукоизоляционных насадок

Мониторники лучше подходят для домашней аудиоаппаратуры или для компьютера. А вот с плеерами и телефонами лучше сдружится другой тип наушников.

Наверняка многие назовут привычные всем портативные наушники «вставными». Но не все знают, что они делятся на два подвида: вкладыши и внутриканальные. Первые располагаются в ухе перед слуховым проходом, вторые — непосредственно в нем, что позволяет полностью изолировать внутреннее ухо от грохота и шума окружающего мира.

Обычные вкладыши закладываются прямо в ушную раковину и держатся за счет пружинного воздействия. Ни о какой звукоизоляции или действительно качественном звуке речи не идет. Пользоваться вкладышами в метро — верный способ либо оглохнуть, либо не услышать музыку вовсе.

Почему же считается, что этот тип не обеспечивает должной передачи всех частот? Само собой, первая причина — маленький размер мембраны. Ведь чем больше мембрана, тем лучше динамик справляется с одновременным воспроизведением разных частот. Вторая причина — полное отсутствие звукоизоляции. Динамик в наушнике слишком слабый, и потому на пути от мембраны к барабанной перепонке музыка уходит через щели наружу и теряет большое количество частот, преимущественно низких. А любая потеря частот — это гарантированное ухудшение звучания. А если сказать по-простому, что во вставных наушниках музыка озвончается.

Обычно вкладыши не оснащаются головной дужкой, однако некоторые модели оборудуются или оголовьем, или специальными «крючками» для ушей. Предназначены они для спортсменов — чтобы при быстрых и резких движениях наушники не спадали.

Второй подвид вставных наушников внутриканальные. Она относятся к более высокому классу, с лучшим качеством звука и ощутимо большей ценой. Несмотря на то, что физически размер мембраны у внутриканальных наушников гораздо меньше, чем у вкладышей, музыка звучит гораздо лучше и полнее.

Достигается это за счет хитрой посадки в ухо. На наушник одета специальная уплотняющая силиконовая чашечка, наподобие беруш. При вставлении в ухо это чашечка тщательно изолирует все щели между наушником и ушным каналом. Получается замкнутый, короткий канал от мембраны до барабанной перепонки. По этому каналу и «течет» музыка — ей некуда улетучиваться. Все частоты, даже самые басистые басы, прекрасно передаются, не теряясь во внешней среде. Благодаря такой звукоизоляции слушатель не будет потревожен внешними шумами.

Именно с внутриканальными наушниками можно слушать музыку в метро, не выкручивая громкость на максимум — достаточно половины, а то и меньшего значения в плеере. Единственный широко известный недостаток внутриканального типа (кроме, конечно, цены) — некоторая обрезанность верхнего диапазона частот. Электронщина удается таким наушникам гораздо лучше джаза и классики.

НАКЛАДНЫЕ

Накладные наушники бывают как с массивными амбюшурами, так и с простыми пенополиуретановыми накладками.

Компромисс между качеством мониторных и портативностью вставных наушников. Накладные наушники имеют чуть меньшие, чем мониторные, размеры — амбушюры не обхватывают ухо, а накладываются прямо на него.

Кстати, первые китайские наушники, начавшие появляться еще во времена СССР, были как раз накладными — наверняка многие помнят хлипкие дужки с надписью Sony и пенополиуретановыми накладками. Несмотря на мнимую простоту исполнения, встречаются Hi-Fi модели накладных наушников с заоблачной ценой.

Качество звука у таких наушников в целом хорошее — благо корпус позволяет разместить большую мембрану. Но вот со звукоизоляцией хуже. Плотно прижать амбушюр к рельефной ушной раковине гораздо сложнее, чем к голове. Поэтому дешевые накладные модели подчас имеют очень упругие дужки, которые ощутимо давят на уши. Качественно сделанные модели обычно не оказывают сильного давления на уши, в них плотное прилегание достигается за счет продуманной дужки и прочего.

И все равно звукоизоляция, в конечном счете, уступает мониторным и внутриканальным типам. Лучше всего использовать накладные наушники вместе с плеером в незашумленных местах, например, на природе.

БЕСПРОВОДНЫЕ

Беспроводные наушники Creative CB2530 не имеют громоздкой базы – заместо нее маленький Bluetooth-передатчик

И, конечно, стоит упомянуть, что все вышеперечисленные типы наушников бывают как проводными, так и беспроводными. Чаще всего от проводов избавляют мониторные наушники. Беспроводная связь обеспечивается через инфракрасный луч, радиосигнал или по Bluetooth.

Радионаушники подойдут любителям слушать музыку дома или в офисе, перемещаясь при этом по комнатам. Радиосигнал, в зависимости от модели, бьет до 100 метров. Впрочем, это на словах (или на открытых пространствах). На деле в дальнем конце квартиры прием будет очень хорошим, хотя уже возможны помехи. Например, от мощных электроприборов или даже радиопередатчиков на улице.

Инфракрасный сигнал исключает любые помехи, но, соответственно, требует прямой видимости между наушниками и передатчиком.

Передатчики для инфракрасников и для радионаушников (особенно для радионаушников) являют собой не шибко портативные устройства — это существенные по габаритам модули, подключаемые к розетке. На многих моделях беспроводных наушников блок передатчика служит еще и зарядной станцией. В наушниках, как правило, используются мизинчиковые (ААА) аккумуляторы, которых хватает в среднем на восемь-десять часов прослушивания музыки.

Бывают и портативные беспроводные наушники, и вот они-то частенько работают по Bluetooth. Передатчик тут чаще всего представляет собой маленький модуль с батарейкой, а не громоздкую станцию. Сами наушники немного великоваты и тяжелы — не побегаешь и головой не повертишь.

К сожалению, качество звука в беспроводных версиях оставляет желать лучшего. Их частотные характеристики не выходят за пределы 20-20000 Гц, причем по факту эти значения завышены. Беспроводникам плохо удается передавать «объем», позиционирование инструментов в пространстве. Проще говоря, беспроводные наушники лучше всего подойдут для человека непритязательного. Или для игр на компьютере — чтобы в пылу битвы не мешались провода.

К тому же в случае с радинаушниками вы носите на голове портативную радиостанцию. Не будем сейчас изучать вопрос безопасности подобного рода устройств для здоровья, но некие сомнения проявим.

* * *

На базе всех вышеперечисленных видов создают новые, специфические виды наушников. Например, вибрирующие наушники, которые начинают вибрировать при воспроизведении низких частот. Для музыки этот вариант ужасен, а вот дрожащая от игрового взрыва голова — очень эффектно.

Или вот наушники с моделированием объемного звукового пространства, которые либо с помощью драйверов пытаются сымитировать многоканальный звук, либо просто имеют не два, а четыре или шесть динамиков. Все эти ухищрения теоретически должны сделать звучание более насыщенным, глубоким и реалистичным. На деле же качество исполнения таких моделей нередко хромает — и тогда слушатель получает шесть посредственных динамиков.

Необходимость покупки подобных наушников — вопрос сугубо индивидуальный.

A2DP-ШНИКИ

Постепенно в ряды полноценных наушников пытается затесаться еще один вид. В последнее время все большую популярность приобретают Bluetooth-стереогарнитуры. Такие устройства позволяют слушать музыку с телефона, не используя всякие переходники и не путаясь в проводах.

В таком случае для воспроизведения музыки телефон или плеер должны поддерживать профиль A2DP, необходимый для передачи стереозвука. Но даже если не обращать внимания на несовершенство передачи звука по беспроводу, свои недостатки показывают сами гарнитуры. Любая беспроводная стереогарнитура за 3 тысячи рублей звучит как обычные проводные наушники за триста рублей.

Конечно, если потребитель нетребователен или музыка не изобилует особенной изысканностью, то Bluetooth-стереогарнитуры вполне подойдут и могут подарить много счастья. Но если вы серьезный вдумчивый меломан, то ничего, кроме недоумения, они у вас не вызовут. В общем, тут надо выбирать по себе. Надо также учесть, что такие наушники часто слегка пощелкивают, и музыка, которую вы прослушиваете, может идти в комплекте с постоянными потрескиваниями — это, опять же, продукт несовершенства данной технологии.

Кстати, ко всему прочему, подобные устройства заметно сокращают время автономной работы телефона постоянная передача данных по Bluetooth жрет заряд аккумулятора нещадно. И все это — при высокой цене.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Хорошая АЧХ (Etymotic ER-6) и нехорошая АЧХ (Koss UR20). Разница видна даже непосвященным.

Допустим, вы определились с видом наушников, которые вас интересуют, и даже уже нашли модель, устраивающую вас и по комфорту, и по звучанию, и даже — небывалый случай! — по цене. При этом продавец настоятельно рекомендует вам обратить внимание еще вот на эту или на вот эту новейшую разработку, пересыпая свою болтовню малопонятными терминами вроде «АЧХ» (так и хочется сказать «Да будьте уж здоровы!») или «импеданс».

Для того чтобы не попасться на провокацию, необходимо заранее уяснить, что тот или иной показатель означает и насколько он значим для конечного пользователя. Кстати, не забывайте, что звучание наушников, как уже говорилось, очень сильно зависит от формы головы и ушей, поэтому наушники с впечатляющими показателями не обязательно будут звучать идеально, и наоборот, «плохие» технические характеристики не тождественны плохому звучанию.

Итак, вот основные ТТХ, в которых стоит разбираться при выборе наушников.

1. Частотный диапазон. Это частотная характеристика, описывающая диапазон частот, воспроизводимых данными наушниками. Среднестатистический человек может слышать частоты 20-20000 Гц. Звуки выше или ниже этих границ вряд ли кто может расслышать, разве что маньяк-меломан или прожженный профессионал. Поэтому если вас будут убеждать купить модель подороже, зато воспроизводящую звуки до 50000 герц, задумайтесь, зачем они вам. Разумеется, если кто-то создает наушники с такой частоткой, значит, это кому-нибудь нужно, и такие уши имеют преимущества. Но мало кто их заметит.

2. Диаграмма АЧХ показывает, насколько точно наушники передают частоты, звучащие в музыке. Проще говоря, эта диаграмма показывает, насколько точно наушники передают частоты, звучащие в музыке. Посмотрите на диаграмму АЧХ (если она доступна). Если она похожа на ландшафт Тибета, с жуткими провалами и подъемами, — стоит десять раз подумать, прежде чем купить такие «уши». Подъемы на диаграмме означают, что на этих частотах звук будет особенно сильным, выделяющимся на общем фоне. Это могут быть сильные басы, или наоборот — звенящие верхи. Провалы же значат, что звуки на этой частоте будут пропадать и теряться в других инструментах.

Искать идеально ровную АЧХ не стоит — это как «сферический конь в вакууме». Просто нужно смотреть, чтобы отклонения были не очень сильными. Кстати, отклонения в самом начале частотного диапазона и в самом его конце — вполне естественны.

3. Коэффициент искажений это процент некорректно воспроизводимого звука. Он показывает, насколько точно и аккуратно наушники передают сигнал. Достаточно, чтобы у выбранной вами модели этот показатель не превышал 1% — это и есть грань слышимости искажений.

4. Чувствительность (громкость) параметр показывает, насколько громко будут звучать наушники. Измеряется чувствительность в децибелах на милливатт (дБ/мВт) и соответствует отношению громкости звука к мощности входного сигнала. Для аудиоплеера или телефона лучше подойдут более чувствительные наушники (от 100 дБ/мВт), поскольку электрический сигнал портативного устройства не отличается особенной силой. Для домашней акустики сгодится 96 дБ/мВт. Если же вам нужен максимально громкий звук — ищите наушники с чувствительностью 106 дБ/мВт.

И учитывайте, что чем громче способны звучать наушники на пределе, тем полнее и сочнее может оказаться звук на средней громкости. Точно так же крупногабаритные колонки звучат очень красиво, когда тихо, а на полную их врубать смысла не имеет, ибо тогда вас уже слушает вся улица.

5.Импеданс сопротивление на входе наушников в аудиосистему. Измеряется по старинке — в Омах. Очень важный параметр, так как неверный выбор может испортить все впечатление от наушников. Для портативных плееров и компьютерных аудиокарт стоит использовать наушники с низким импедансом — 32, 50 или 80 Ом. Ну а для серьезных стационарных аудиосистем будет кстати сопротивление в 250, 300 и больше Ом.

Высокий импеданс нужен для того, чтобы маленькие мембраны наушников справились с мощным сигналом источника, и при этом не повредились. Кроме того, при высоком сопротивлении уменьшается уровень помех. То есть когда музыка выключена, то даже на максимальной громкости источника в наушниках будет царить полная тишина, без щелчков и шипения.

Подсоединять «мониторники» с импедансом в 300 Ом к плееру будет опрометчивым решением — громкость будет очень невысока, так как большое сопротивление «сожрет» весь сигнал. Да и аккумулятор сядет очень быстро. В свою очередь, подключать к домашнему усилителю наушники на 32 Ома — значит любить не музыку, а хрип и шипения, которые неминуемо появятся при высоком уровне сигнала источника и низком сопротивлении наушников. Самый разумный вариант — использование усилителя. Если подсоединить к компьютеру недорогой ламповый усилитель, вроде Laconic HA-02T, можно в полной мере насладиться отсутствием шумов и помех.

Компромисс — установить в компьютер звуковую карту со специальным выходом на наушники. Например, ESI MAYA44 имеет такой выход — карта рассчитана на наушники с сопротивлением до 300 Ом. Так что если вы собираетесь слушать музыку именно с компьютера, стоит в первую очередь поставить соответствующую звуковую карту. Прогонять сигнал со встроенной звуковухи через ламповый усилитель — это как минимум получить не самый хороший звук.

blog comments powered by Disqus
Переход по страницам:
1 2 3 4
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить