Статьи

Как бы сложилась история, если бы не было Motorola? / На земле и на небе

Андрей Марченко / 19.12.2007 / 08:20

Американский астронавт Нейл Армстронг, ступив на поверхность Луны, сказал: «Это один маленький шаг для человека, и гигантский — для человечества».

При взгляде на историю фирмы Motorola именно эти слова и приходят на ум. Все маленькие на первый взгляд шаги, которые делала компания с момента возникновения, во многом помогали человечеству перейти на новый уровень развития. Каждое ее изобретение или разработка моментально становились неотъемлемой частью жизни обычных людей и целых государств. Кто знает, как сложилась бы современная история, если бы не Motorola — без ее портативной рации исход Второй мировой войны мог быть совершенно другим. Кстати, услышать астронавта, сказавшего столь важные слова, человечество смогло благодаря радиопередатчику Motorola.

А начиналась все с банальных сетевых выпрямителей...

ОТЕЦ-ОСНОВАТЕЛЬ

Правда, до этого случилось еще одно важное событие — 27 июня 1895 года родился Пол Гэлвин (Poul Galvin), человек, которому суждено было из ничего создать компанию Motorola, и добиться мирового признания для своего детища.

Гэлвин в довоенные годы, когда слово «Motorola» уже прозвучало не только в США, но и в мире.

Пол Гэлвин еще с детства был тем еще «дельцом» — на городском железнодорожном вокзале он подрабатывал, продавая проезжающим попкорн, мороженое, бутерброды и соки. Именно тогда он получил первые представления о рынке, о торговле, о правилах, по которым функционирует вся эта система. Пригородный вокзальчик научил мальчика ничего не бояться, договариваться с сильными мира сего (начальник вокзала сначала был против торговли, но потом вынужден был согласиться) и быть внимательным к интересам потребителя, продавая то, что людям действительно хочется получить.

Правда, знания эти пригодились Гэлвину нескоро: после завершения учебы он попал в армию и провел на фронтах Первой мировой войны два года. По возвращении домой Пол женился и начал подумывать об организации собственного бизнеса, в котором он мог бы реализовать себя. Сначала вместе с коллегой по работе он открыл небольшую фабрику по производству батареек, но через несколько лет она была закрыта из-за неуплаты налогов, а имущество Гэлвина продано с молотка. Вскоре он повторил попытку, на этот раз в Чикаго, однако и она оказалась провальной.

К чести Гэлвина, даже такой затяжной череде неудач не удалось его остановить: Пол по-прежнему не оставлял надежд основать свой собственный бизнес. Очередная попытка была предпринята в 1928 году — заручившись поддержкой (как моральной, так и материальной) своего брата Джо, Гэлвин открыл компанию Galvin Manufacturing Corporation.

ВЕК РАДИО

Правда, назвать Galvin Manufacturing Corporation «корпорацией» можно было только сгоряча: кроме братьев в компании работали еще пятеро сотрудников, а весь капитал состоял из оборудования ценой 750 долларов, и 565 долларов имелось на текущие расходы (см. фото).

Первоначально деятельность компании была сфокусирована на производстве сетевых выпрямителей — трансформаторов, позволяющих подключить приборы, работающие от батарей, к электросети. Эта продукция пользовалась неплохим спросом, ведь людей, слушающих радиоприемники дома и желающих при этом сэкономить на батарейках, в Америке было достаточно.

Без подобного ящика небезопасно было смотреть другой ящик еще в 70-х годах прошлого века. А в 20-х и вовсе половину электроприборов подносить к сети запрещалось, если розетка не снабжена таким вот сундуком.

Но Полу Гэлвину этого было мало, поэтому он начал внимательно изучать потребности обычных американцев — как мы бы сейчас сказали, «проводить маркетинговое исследование». И выяснил, что вся Америка бредит двумя вещами — радиоприемниками и автомобилями. Самым шиком при этом считался автомобиль, оборудованный радиоприемником. Проехать по улицам родного города на новеньком кабриолете под знойные ритмы раздающейся из приемника музыки мечтали не только подростки, но и вполне респектабельные мужчины. Однако мечты оставались мечтами: первые автомобильные приемники не назвал бы компактными даже самый оголтелый оптимист. Это были сундуки, занимающие полбагажника. Остальное свободное место приходилось выделять под аккумуляторы. Кроме того, слушать радио во время движения было довольно неприятно: постоянно возникали помехи от работающего двигателя, к тому же антенна требовалась длиной в несколько метров. И что самое неприятное, стоила вся эта «радость» чуть ли не треть цены автомобиля!

Гэлвин решил, что ему по силам разобраться с этой проблемой. Причем приступил он к делу довольно оригинальным способом: приехав на фабрику, Пол собрал всех своих сотрудников (их к тому моменту было уже далеко не пятеро) и объявил, что в течение нескольких месяцев они должны создать действительно портативный автомобильный приемник, стоимость которого не должна превышать $200. Выслушав «сбрендившее» руководство, сотрудники недоуменно развели руками и... пошли исполнять приказ. В этом Гэлвину не было равных: он умел настолько сильно заразить других людей своей идеей, что они работали над ее реализацией так, словно это был вопрос жизни и смерти.

Сотрудники Galvin Manufacturing Corporation даже перестарались: новый автомобильный приемник ценой лишь в $110 был представлен на съезде Ассоциации производителей радиоприемников в Атлантик-Сити, инемедленно снискал признание профессионалов. Со съезда Пол Гэлвин и его жена уезжали окрыленными: сразу несколько компаний заказали большие партии новеньких «автомагнитол».

Вернувшись в Чикаго, Гэлвин начал организовывать массовое производство радиоприемников. Но для начала следовало придумать название новому устройству. Посидев в раздумье в своем кабинете несколько часов, Пол вышел из него с листом бумаги, на котором было написано только одно слово — Motorola. Это название Гэлвин составил из двух слов: motion (англ. «движение») и Victrola (название популярного в то время в Америке радиоприемника). Вскоре название новой торговой марки красовалось на каждом устройстве, выпускаемом компанией братьев Гэлвин.

Радиоприемники Motorola — как автомобильные, так и переносные, которые компания вскоре начала производить, — быстро завоевали рынок. Доступная цена, приятный дизайн, отличное качество — все это делало радиоприемники привлекательными для среднего класса. К 1936 году каждая вторая американская семья владела приемником. «Мы охватим и остальных!» — заявляли братья Гэлвин.

В конце 1930-х годов торговый оборот фирмы перевалил за 10 миллионов долларов, штат сотрудников расширился до 985 человек, компания приобрела большое современное здание с цехами.

Но Полу Гэлвину снова стало скучно...

РАДИО ДАВАЙ!

Вопрос управления войсками по радио волновал не только американские вооруженные силы. Впереди планеты всей, как это ни печально, находилось немецкое командование. В своем учебном пособии «Танки атакуют» Гейнц Гудериан (Heinz Wilhelm Guderian) описывал схему радиофикации танкового полка: все танки оснащены рациями, машины командиров рот — двумя. Ротные радиостанции работают на собственной частоте, вторая рация командиров — на батальонной частоте. Кстати, эта схема действует сейчас практически во всех армиях мира.

В Люфтваффе положение было подобным: самолеты комплектовались двумя рациями: коротковолновой (для связи в звене и с наземными наблюдателями) и длинноволновой (связь с аэродромом). Скажем, в состав радиооборудования самолета FW-190 входили приемопередающая радиостанция FuG 16ZY с блоком радиокомпаса, и опознавательный приемопередатчик FuG-25A.

В Рабоче-Крестьянской Красной Армии существовали различные виды связи. Были телефоны, для работы которых связисты вынуждены были разматывать через поле боя под огнем противника километры проводов, использовался и буквопечатающий телеграфный аппарат. Однако телефон и телеграф были привилегией высшего командования, да и качество связи было настолько плохим, что порой сообщения приходилось дублировать, отправляя посыльных.

Только в августе 1942 года вышло постановление ГКО об оборудовании всех истребителей и штурмовиков приемо-передающими радиостанциями и приемниками. Приемопередатчики ставили на машину ведущего эскадрильи, а ведомые самолеты обходились только приемниками. Чтобы проверить связь, ведущему приходилось запрашивать ведомого: «Если слышишь меня — покачай крыльями».

В тему
23.09.2009 / 13:08
еще...
blog comments powered by Disqus
Переход по страницам:
1 2 3
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить