Статьи

Пленочная фотография для энтузиастов / Фотопленка вместо цифры

Алексей Шестаков / 28.02.2007 / 04:25
(41kb)

Среднестатистический россиянин покупает «мыльницу» стоимостью около 12 тысяч рублей. За эти деньги он получает аппарат, который, в силу своих конструктивных особенностей, не может делать снимки высокого качества. Маленький физический размер матрицы, слабый процессор и дешевая оптика делают свое грязное дело. Конечно, такие компактные цифровики идеальны для сюжетов вроде «я и новогодняя елка» или «как мы делали шашлыки на даче». Они легко помещаются в кармане и не заставляют вдумываться в процесс съемки. Нажал кнопку — и готово.

А если человек хочет создавать высокохудожественные произведения и печатать их без потери качества размером 30х45 и больше? В этом случае без зеркального фотоаппарата с набором хороших объективов не обойтись. А цена даже на самую дешевую цифровую зеркальную камеру находится где-то в районе $1000. Получается, что художественная фотография — весьма дорогое хобби.

При всем этом современный покупатель почему-то напрочь забывает о том, что великолепные снимки можно получить с помощью не цифрового, а пленочного зеркального фотоаппарата.

Различий между цифровой зеркалкой и пленочной на самом деле немного. Основная разница заключается в способе записи информации — цифровой фотоаппарат записывает информацию с матрицы на флэш-карту, а пленочный — на пленку, причем напрямую, минуя всякие дополнительные сенсоры. В самом же процессе фотографирования различия между ними минимальны.

Canon EOS 300X

Несмотря на то, что компания Canon приняла решение свернуть все разработки пленочных камер, выпуск некоторых уже существующих моделей продолжается. А потому поклонникам известной марки не составит особого труда найти в продаже пленочный зеркальный фотоаппарат этого бренда. Одной из последних на рынок была выпущена камера EOS 300X. К достоинствам этой модели можно отнести высокую скорость фокусировки, мощную систему замера экспозиции, крепкий и удобный корпус.

Canon EOS 300X (104kb)
Canon EOS 300X
Объективы Canon EF, кроме объективов EF-S
Диапазон выдержек 30 — 1/4000, от руки
Типы замера экспозиции Оценочный, центровзвешенный интегральный
Режимы протяжки пленки Однокадровый/серийный с частотой 3 кадра в с
Стандартные режимы съемки Полностью автоматический, портрет, пейзаж, макро, спорт, ночной портрет
Режимы отработки экспозиции Программный автоматический, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной режим, с автоматической глубиной резкости
Виды фокусировки Автофокус (однокадровый, следящий), ручная
Цена 8326-8998 RUB
Olympus IS-500

Самый доступный зеркальный пленочный фотоаппарат. Его цена сейчас не превышает шести с половиной тысяч рублей. Его ключевое отличие — несменный объектив c удобным диапазоном фокусных расстояний (28-120 мм).

Olympus IS-500 (62kb)
Olympus IS-500
Объективы Встроенный объектив с фокусным расстоянием 28-120 мм. Светосила f/4.9-6.8
Диапазон выдержек 4—1/2000 (автоматический), 1—60 с (Long Time)
Типы замера экспозиции Интегральный, центровзвешенный, точечный
Режимы протяжки пленки Однокадровый
Стандартные режимы съемки Портрет, пейзаж, спорт, ночная съемка
Режимы отработки экспозиции Автоматический, приоритет диафрагмы
Виды фокусировки TTL-автофокус
Цена 3400 RUB

Сравним?

И у того и у другого способа фотографирования есть свои плюсы и минусы.

Во-первых — вес. Пленочная камера гораздо легче, к тому же она еще и потребляет меньше энергии. Это большой плюс для тех, кто увлекается туризмом и часто бывает в удаленных от цивилизации местах. В лесу крайне проблематично найти электрическую розетку, а куча запасных аккумуляторов или зарядное устройство на солнечных батареях сделают рюкзак и вовсе неподъемным.

Второе преимущество пленки заключается в том, что она обладает гораздо большим динамическим диапазоном (ДД). Это значит, что фотографу в большинстве случаев не придется выбирать, что именно в кадре должно получиться — источники света или то, что они освещают. Более того, пленка, в отличие от цифры, не приводит к появлению крупных ореолов вокруг источников света, к тому же она не дает цифровой шум при съемке на длительных выдержках.

Третье преимущество — работа на высоких чувствительностях ISO. Увеличение светочувствительности в обоих случаях ведет к ухудшению качества: это зернистость в случае с пленкой и цифровой шум в случае с матрицей. Но пленочная зернистость гораздо меньше портит общий эффект, чем разноцветные пятна, рожденные полупроводниковыми элементами. С другой стороны, у владельцев цифровой техники есть неоспоримое преимущество, позволяющее им менять этот параметр в процессе фотосессии. Между тем заменить пленку с одним значением ISO на другую не так-то просто — необходимо «дощелкать» старую пленку, если нет желания пожертвовать оставшимися кадрами.

У цифровых камер есть установки баланса белого, которые позволяют камере распознать, как белый цвет будет выглядеть при различном освещении, и правильно отобразить все остальные цвета. В случае с аналоговой фотографией все обстоит по-другому. Практически все пленки, имеющиеся в широкой продаже, рассчитаны на съемку при дневном освещении. Поэтому, фотографируя в помещении при искусственном освещении, вы получите кадр с нарушенным цветовым балансом. Однако исправить цветопередачу можно в процессе печати, что позволяют сделать все современные минилабы.

Еще один недостаток пленочной техники — это невозможность оперативно контролировать результаты съемок и вносить необходимые коррективы. Вам нужно будет сначала проявить пленку, и только после этого станет виден результат. Цифровые фотоаппараты, наоборот, избавят вас от этих трудностей и обеспечат немедленный доступ к любому кадру.

Самый серьезный минус пленочной фотографии — это цена расходных материалов. В отличие от многоразовой флэш-карты, пленку можно использовать только один раз. Цена пленки на 24 кадра начинается от 70 рублей — это достаточно много, особенно если не снимать бездумно все подряд. Испорченный кадр удалить нельзя, а слегка недоработанный отредактировать гораздо сложнее — его придется сначала отсканировать. С цифровыми фотографиями все гораздо проще.

Выбираем фотопленку

Начинающие фотолюбители обычно выбирают пленку по ее цене, стараясь при этом максимально сэкономить. Однако для профессиональной фотографии необходимы качественные материалы. Почему-то считается, что профессиональная пленка подходит только для очень дорогих фотоаппаратов. Это не совсем так — профессиональная пленка отличается от обычной только более правильной цветопередачей и динамическим диапазоном.

Но есть и некоторые сложности. В отличие от любительской фотопленки, в профессиональной нет никаких добавок, корректирующих ее свойства при хранении. Поэтому профессиональную пленку можно хранить только в холодильнике. Она обязательно должна находиться в пластиковом контейнере и использовать ее можно в течение двух часов после того, как она была вынута из холодильника.

Определившись с маркой пленки, необходимо сделать правильный выбор чувствительности. Нужно научиться использовать разную пленку в зависимости от ваших планов. Многое зависит от того, где и как вы собираетесь проводить съемку — дома или на улице, днем или вечером, зимой или летом. В продаже есть пленки в огромном диапазоне чувствительности — от 25 до 3600 единиц, но начинающие фотолюбители могут ограничиться диапазоном от 100 до 400 единиц.
Пленка в 100 единиц предназначена для съемок на солнце или с фотовспышкой, 200 — универсальная для любителей чувствительность, с которой можно делать снимки и в солнечную, и в пасмурную погоду, в тени или в помещении со вспышкой. Наконец, пленка в 400 единиц используется пpи недостаточном освещении (но только не в темноте!), со вспышкой или без. На самом деле пленку с чувствительностью 400 единиц можно использовать практически в любых ситуациях — это универсальный вариант.

На яркой упаковке современной пленки зашифрована вся необходимая информация. Во-первых, не ошибитесь в выборе между негативной и обращаемой (слайдовой) фотопленкой. Названия слайдовых пленок обычно оканчиваются на CHROME (например EKTACHROME). Для полной ясности на упаковке обязательно указано буквами помельче: Film for Colour Prints (пленка для цветной печати) или Colour Reversal Film (цветная обращаемая пленка, слайдовая). Кроме этого, на упаковке крупно выделена цифра, обозначающая чувствительность в единицах ISO: 100, 200, 400, и т.п. Буковки DX в углу свидетельствуют, что кассета снабжена DX-кодом. Это металлические контакты на ее поверхности, в которых закодирована чувствительность пленки. Вставляя кассету, вам не придется заботиться об указании чувствительности — аппарат сам внесет необходимую коррекцию в систему экспозамера.

Если вы редко фотографируете, и пленка долго находится в фотоаппарате, то это может привести к ухудшению качества снимков. Лучше покупать пленки по 24 или 12 кадров. Это обходится дороже, зато качество получается лучше.

Не держите заряженный фотоаппарат около приборов отопления. Не оставляйте его в автомобиле на солнцепеке у заднего стекла — ведь в солнечный день температура в таком месте может подняться до +70 градусов. Отснятую пленку, которую вы никак не соберетесь проявить, тоже лучше положить в холодильник. Когда счет идет на недели и даже на месяцы, скрытое изображение на фотоэмульсии может разрушаться, особенно если пленка низкочувствительная, с мелким зерном. Холод при отсутствии влаги замедляет и даже останавливает эти неприятные процессы, но все же лучше проявить пленку как можно скорее.

Сухой остаток

Пленка против цифры — это классический пример священных войн. Часть считает, что качество снимка цифровой камерой не идет ни в какое сравнение с пленочным отпечатком, часть — что пленка и цифра равны. Причем оба враждующих лагеря почему-то забывают про море других параметров — от степени кривизны рук фотографа до цены самой фотокамеры. На самом деле такое сравнение просто некорректно. Да, в определенных условиях пленка способна выдать гораздо более качественные результаты, особенно если речь идет о профессиональной съемке, или съемке под печать — например, на плакаты. Но для этого используется специальная техника со специальной оптикой — и цены на нее начинаются за несколько тысяч, а то и десятков тысяч долларов. Для пользовательского сегмента имеет смысл рассматривать совершенно другие параметры — удобство использования, качество съемки в обычных (не идеальных) условиях. А тут — разницы между пленкой и цифрой практически нет. Широта динамического диапазона пленки нивелируется неизбежными потерями качества при сканировании и недорогой печати, дешевизна пленочной камеры сводится на нет ценой расходников, а удобство цифровой камеры — ее ценой. Поэтому при выборе стоит обращать внимание на самый простой критерий — какое количество сил вы готовы вложить в каждый снимок. Пленка потребует гораздо больших усилий — но и шансов получить отличный результат станет намного больше. Цифра позволит не думать о том, где и что снимать, но заставит задуматься о вечном — о деньгах.

А теперь информация для размышления:

  • Пленочные фотоаппараты стоят намного меньше, чем так же оснащенные цифровые фотоаппараты.
  • Качество снимков пленочной зеркальной камеры при грамотном подходе несоизмеримо выше, чем у мыльниц, купленных за те же деньги.
  • Стоимость печати с пленки чуть ниже, чем с цифры.
  • Больше проблем с получением снимков, их обработкой и архивированием.
  • Достаточно большие затраты на расходные материалы.
  • Высокая цена на цифровые зеркальные камеры.
  • Динамический диапазон пленки шире, чем у цифры.
  • Съемка на длительных выдержках на пленке гораздо качественнее.

Вердикт: пленочную камеру стоит покупать, только если есть желание попробовать выразить свои художественные наклонности в фотографии, а денег на покупку цифровой зеркальной фотокамеры нет.

Негатив — в цифру!

Негативы рекомендуется сканировать в первую очередь, для того чтобы хранить их в электронном виде.

С течением времени пленка портится — на нее попадает пыль, она царапается, выцветает.
Наличие электронных версий фотографий значительно упрощает каталогизацию и поиск нужной фотографии.

Еще одна важная причина для того, чтобы перевести аналоговую фотографию в цифровой формат, — это постобработка в графических редакторах.

Как сканировать негативы? Для этого нужен сканер, специально предназначенный для работы с пленкой. Естественно, самый лучший вариант — специальный слайдсканер. Это дорогое удовольствие — к примеру, Microtek ArtixScan 4000TF стоит в районе $1000.

Можно найти и более доступную технику. Если у вас нет завышенных требований к качеству, подойдет любой аппарат, который может сканировать с разрешением от 3000 dpi и больше. Например, Epson Perfection 3490 Photo, который стоит около трех тысяч рублей. Главное требование к сканеру — наличие специального адаптера в крышке, в который вставляется проявленная пленка.

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить